Специальная оценка условий труда является единым комплексом мероприятий по определению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые работодателю в определенных случаях нужно вносить в ПФР в пользу работников. Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.
Класс условий труда и степень влияют также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).
Специальная оценка в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением: надомников; дистанционных работников; работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 3, 8 ст. 213 ТК РФ):
- обязательных медицинских осмотров. К ним относятся, в частности, осмотры предварительные (при поступлении на работу) и периодические, а также медосмотры, проводимые в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены);
- обязательных психиатрических освидетельствований работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- внеочередных медицинских осмотров работников.
На время прохождения указанных медосмотров и освидетельствований за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Это следует из ст. 185, абз. 12 ч. 2 ст. 212, абз. 12 ч. 1 ст. 219 ТК РФ.
Работодатель должен беспрепятственно отпускать работников для прохождения медицинских осмотров, а также обеспечивать другие необходимые условия для их своевременного прохождения. Данный вывод следует из совокупности п. 3 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) регламентировано Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 302н от 12.04.2011 г. (ред. от 05.12.2014 г.) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Этапами проведения периодических медицинских осмотров являются:
- составление и утверждение работодателем списка контингента работников, подлежащих периодическим мед.осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов и направление списка в Роспотребнадзор по месту нахождения работодателя в 10-дневный срок;
- заключение договора на проведение мед. осмотра;
- составление поименного списка, разработанного на основании контингента работников, подлежащих периодическим осмотрам;
- направление списка в лечебно-профилактическое учреждение, с которым заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров не менее чем за 2 мес. до даты начала проведения мед.осмотра;
- составление лечебно-профилактическим учреждением плана периодического осмотра;
- ознакомление работников с планом периодического осмотра;
- оформление направления на мед.осмотр;
- собственно проведение осмотра в установленный срок;
- получение работниками заключения от мед.организации;
- оформление мед.организацией результатов периодического медицинского осмотра в виде заключительного акта, который согласовывается с территориальным отделом Роспотребнадзора.
Пренебрежение руководителями организаций (предприятий) проведением периодических медицинских осмотров (обследований) представляет угрозу здоровью занятых работников и клиентов.
Из-за малого охвата периодическими медицинскими осмотрами работающего населения не выявляется скрытая профпатология, не проводится экспертиза связи профессии с работой, что может привести к увеличению случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности и снижению работоспособности занятого населения.
Периодические медицинские осмотры (обследования) способствуют своевременному выявлению не только профессиональных, но социально и эпидемиологически значимых заболеваний.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья граждан предлагаем своевременно рассматривать вопрос о проведении периодических медицинских осмотров работников.