Режим дня школьника
Начало учебного года для многих детей становится стрессом. После длительного отдыха вновь нужно привыкать к новому распорядку, активизировать свое внимание, мышление, память. Стрессовый период может длиться от 1 до 3-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Чтобы сгладить этот неблагоприятный период нужно перед началом учебного года начать налаживать режим дня школьника. Соблюдение распорядка помогает ребенку лучше концентрироваться на занятиях, выработать дисциплину и не переутомляться. Также правильно составленный режим хорошо влияет на здоровье школьника.
В основе правильно организованного режима дня лежит строгое чередование умственного труда с отдыхом, физической активностью и выполнением повседневных задач. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
- Правильное чередование труда и отдыха. Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
- Регулярный прием пищи. Время на питание или приемы пищи должно быть обязательно отведено в распорядке дня. Необходимо учитывать время на завтрак перед школой (второй завтрак у детей – в школе), обед, полдник и ужин. На один прием пищи отводится 20-30 минут. Важно приучать ребенка к приемам пищи в одинаковое время: это поможет нормализовать работу кишечно-желудочного тракта. Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки).
- Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. Сон - это один из важнейших факторов, который влияет на работоспособность ребёнка школьного возраста. Для того чтобы по утрам школьник легко просыпался, а по вечерам легко засыпал, необходимо чтобы он привык вставать и ложиться в одно и то же время.
- Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. Физическая активность для школьника — это не просто развлечение, а необходимость для гармоничного развития, ключ к хорошему настроению и самочувствию. Ученикам начальных классов следует посвящать физическим активностям минимум три часа в день. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
- Определенное время для приготовления домашних заданий. Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5 —2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа.
- Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для
полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены — после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 – 3,5 часов, для старших — не менее 2 — 2,5 часов.
Выходной день — радость не только для взрослых, но и для детей. Во избежание переутомлений и стрессов, суббота и воскресенье должны быть действительно выходными днями, без излишнего напряжения и давления решеток расписания дня.
Важно не просто заставить ребенка следовать разработанному плану, а научить его, как правильно составить режим дня, чтобы школьник научился контролировать свое время. Правильный распорядок дня сохранит здоровье ребенка, убережет его психику от чрезмерных перегрузок, стрессов. Создать целесообразное для ребенка расписание дня можно, придерживаясь, вышеперечисленных, простых на первый взгляд, но эффективных рекомендаций.
- Дата публикации: 17.10.2024
- Дата последнего изменения: 17.10.2024