О необходимости соблюдения требований воздушного законодательства при использовании беспилотных воздушных судов
Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Ространснадзора в связи с увеличением случаев нарушений правил использования воздушного пространства обращает внимание граждан и организаций на необходимость соблюдения требований воздушного законодательства Российской Федерации при планировании и использовании воздушного пространства в целях запуска беспилотных воздушных судов (далее – БВС).
Несоблюдение гражданами требований воздушного законодательства при использовании БВС является административно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей.
Зачастую выявление допущенных физическими лицами нарушений осуществляется сотрудниками полиции с применением мер обеспечения производства в виде изъятия БВС.
К основным нарушениям при запуске БВС можно отнести:
отсутствие государственного учета;
использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения;
использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов.
В соответствии с действующими нормами воздушного права беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов подлежат государственному учету в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном порядке.
Использование воздушного пространства с целью запуска беспилотных судов осуществляется на основании планов полетов и разрешений органов Единой системы организации воздушного движения, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет. Необходимым условием для выполнения полета БВС в границах населенного пункта также является получение разрешения органа местного самоуправления.
Подробная информация о получении указанных разрешений отображена в информационной справке.
Информационная справка
В целях исключения случаев несанкционированного запуска БВС обращаем внимание физических лиц на следующие требования воздушного законодательства.
- Учет БВС
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу по учету беспилотных гражданских воздушных судов, является Федеральное агентство воздушного транспорта. Данная услуга предоставляется в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию
или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658.
- Правила использования воздушного пространства
Деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, в том числе и беспилотных воздушных судов, является деятельностью по использованию воздушного пространства.
Основным документом, регламентирующим порядок деятельности
в воздушном пространстве, являются Федеральные правила использования воздушного пространства в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – Федеральные правила).
В соответствии с требованиями пункта 52 Федеральных правил для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства,
в котором выполняется полет.
Под разрешительным порядком использования воздушного пространства подразумевается подача пользователем воздушного пространства плана в органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
и получение соответствующего разрешения.
План использования воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с Табелем сообщений
о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.
Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.
Положения пункта 52 Федеральных правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований,
а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
В вышеуказанных случаях подача плана использования воздушного пространства с целью запуска БВС, получение разрешения, направление представления на установления временных и местных режимов не требуется.
Для осуществления запуска БВС в границах населенного пункта пользователю воздушного пространства необходимо также получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Данное требование содержится в пункте 49 Федеральных правил.
Следует отметить, что для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов от вредных воздействий и разрушений, возникающих
в результате возможных происшествий в воздушном пространстве
Российской Федерации, устанавливаются запретные зоны. С целью использования воздушного пространства указанных зон пользователи обязаны получить разрешение лиц, в чьих интересах такие зоны были установлены.
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на выполнение деятельности
в воздушном пространстве запретных зон и постоянных зон ограничения полетов,
а также по приему уведомлений об использовании воздушного пространства таких зон, предоставляются пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
Указанная информация публикуется на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет и включается
в аэронавигационную информацию.
Границы постоянных зон ограничения полетов и временных зарезервированных зон ограничения полетов устанавливаются приказами Минтранса России (актуальный - Приказ Минтранса России от 11.05.2022 № 173).
- Дата публикации: 3.11.2022
- Дата последнего изменения: 3.11.2022