Изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
С 01 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие законы в сфере экологии, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
Планируется поэтапное реформирование системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Такие объекты, в зависимости от уровня негативного воздействия, подразделяются на 4 категории: к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду; ко II категории – умеренное негативное воздействие, к III категории – незначительное и к IV – минимальное негативное воздействие.
Критерии отнесения объекта к определенной категории устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом таких факторов, указанных в законе, как уровень воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления, иные.
В зависимости от категории объекта, новым законом определены обязанности хозяйствующих субъектов по нормированию допустимых выбросов и сбросов, внесению отчетности и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ближайшее время Правительством РФ будет принят нормативный правовой акт, устанавливающий вышеуказанные критерии, сейчас все заинтересованные лица могут ознакомиться с проектом данного Постановления на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Исходя из перечня объектов I категории, содержащегося в проекте Постановления Правительства РФ, к ним будут относиться объекты, на которых производятся нефтепродукты, осуществляется переработка природного газа, выполняются работы по обогащению руд цветных металлов и железа, некоторые объекты пищевой промышленности, ряд объектов металлургического производства, некоторые объекты, используемые для обезвреживания и захоронения отходов, ряд других объектов.
Новацией Федерального закона N 219-ФЗ от 21.07.2014 стало возложение на хозяйствующих субъектов, отнесенных к I категории, обязанности по получению с 01.01.2019 года комплексного экологического разрешения, а на объектов II категории – представление в уполномоченные органы один раз в семь лет декларации о воздействии на окружающую среду.
Материалы комплексного экологического разрешения и проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, с 01.01.2018 года подлежат государственной экологической экспертизе.
Кроме того, относительно объектов I категории с 01.01.2018 года вводится требование по оснащению стационарных источников, имеющихся на таких объектах, автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Все перечисленные обязанности не затрагивают объекты III категории, подавляющее большинство которых будет относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Более того, обладатели объектов III категории после 01.01.2019 не рассчитывают нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Тем самым, государство в очередной раз оказывает поддержку малому бизнесу, избавляя его от широкого перечня обязанностей, возложенных ранее на всех без исключения хозяйствующих субъектов. От самих субъектов малого бизнеса, так же как и от остальных обладателей объектов негативного воздействия на окружающую среду, требуется подтверждение категории объекта путем постановки его на государственный учет. Для этого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность на таких объектах, расположенных на территории Свердловской области, необходимо подать заявку в Департамент Росприроднадзора по УрФО или Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Согласно Закону, заявку необходимо подать в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов. Если эксплуатация объектов началась до 1 января 2015 г. (то есть до введения данной обязанности), то поставить на учет эти объекты юрлицам и ИП, которым они принадлежат на установленном законом праве, нужно до 1 января 2017 г.
Указывается, что уполномоченный орган должен в течение 10 дней со дня получения заявки присвоить объекту категорию и код, поставить его на учет и выдать заявителю свидетельство.
Изменения коснулись и системы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данной области изменения вступают в законную силу с 01.01.2016 года. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ранее был квартал). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1го марта года, следующего за отчетным периодом. В указанный срок лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Несвоевременное или неполное внесение платы, влечет за собой уплату пеней за каждый календарный день просрочки.
Кроме того, вступили в законную силу введенные Федеральным законом N 219-ФЗ от 21.07.2014 требования к порядку организации производственного экологического контроля.
Обязанность по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля (далее – программы ПЭК) возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Программа ПЭК должна содержать сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны документировать информацию о мероприятиях по производственному экологическому контролю и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Помимо прочего, частично изменена терминология в сфере охраны окружающей среды, существенно расширен перечень нормативных определений основных понятий, которым оперирует закон. Так, впервые законодательно определено понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, закреплены понятия стационарного и передвижного источника загрязнения окружающей среды, по поводу которых в судебной практике неоднократно возникали спорные моменты, поскольку ранее указанные определения разъяснялись исключительно контролирующими органами в документах ненормативного характера. Теперь под стационарным источником загрязнения окружающей среды понимается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды, а под передвижным источником – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
Анализ сроков вступления в силу отдельных положений нового закона позволяет прийти к выводу, что основной целью первого этапа экологической реформы является постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Об этом свидетельствует также введение с 01.01.2015 года нового состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве наказания за невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку объектов на госучет предусмотрен штраф, размер которого составит для должностных лиц - от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 тыс. до 100 тыс. руб.
Дата изменения: 09:05:41С 01 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие законы в сфере экологии, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
Планируется поэтапное реформирование системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Такие объекты, в зависимости от уровня негативного воздействия, подразделяются на 4 категории: к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду; ко II категории – умеренное негативное воздействие, к III категории – незначительное и к IV – минимальное негативное воздействие.
Критерии отнесения объекта к определенной категории устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом таких факторов, указанных в законе, как уровень воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления, иные.
В зависимости от категории объекта, новым законом определены обязанности хозяйствующих субъектов по нормированию допустимых выбросов и сбросов, внесению отчетности и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ближайшее время Правительством РФ будет принят нормативный правовой акт, устанавливающий вышеуказанные критерии, сейчас все заинтересованные лица могут ознакомиться с проектом данного Постановления на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Исходя из перечня объектов I категории, содержащегося в проекте Постановления Правительства РФ, к ним будут относиться объекты, на которых производятся нефтепродукты, осуществляется переработка природного газа, выполняются работы по обогащению руд цветных металлов и железа, некоторые объекты пищевой промышленности, ряд объектов металлургического производства, некоторые объекты, используемые для обезвреживания и захоронения отходов, ряд других объектов.
Новацией Федерального закона N 219-ФЗ от 21.07.2014 стало возложение на хозяйствующих субъектов, отнесенных к I категории, обязанности по получению с 01.01.2019 года комплексного экологического разрешения, а на объектов II категории – представление в уполномоченные органы один раз в семь лет декларации о воздействии на окружающую среду.
Материалы комплексного экологического разрешения и проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, с 01.01.2018 года подлежат государственной экологической экспертизе.
Кроме того, относительно объектов I категории с 01.01.2018 года вводится требование по оснащению стационарных источников, имеющихся на таких объектах, автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Все перечисленные обязанности не затрагивают объекты III категории, подавляющее большинство которых будет относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Более того, обладатели объектов III категории после 01.01.2019 не рассчитывают нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Тем самым, государство в очередной раз оказывает поддержку малому бизнесу, избавляя его от широкого перечня обязанностей, возложенных ранее на всех без исключения хозяйствующих субъектов. От самих субъектов малого бизнеса, так же как и от остальных обладателей объектов негативного воздействия на окружающую среду, требуется подтверждение категории объекта путем постановки его на государственный учет. Для этого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность на таких объектах, расположенных на территории Свердловской области, необходимо подать заявку в Департамент Росприроднадзора по УрФО или Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Согласно Закону, заявку необходимо подать в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов. Если эксплуатация объектов началась до 1 января 2015 г. (то есть до введения данной обязанности), то поставить на учет эти объекты юрлицам и ИП, которым они принадлежат на установленном законом праве, нужно до 1 января 2017 г.
Указывается, что уполномоченный орган должен в течение 10 дней со дня получения заявки присвоить объекту категорию и код, поставить его на учет и выдать заявителю свидетельство.
Изменения коснулись и системы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данной области изменения вступают в законную силу с 01.01.2016 года. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ранее был квартал). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1го марта года, следующего за отчетным периодом. В указанный срок лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Несвоевременное или неполное внесение платы, влечет за собой уплату пеней за каждый календарный день просрочки.
Кроме того, вступили в законную силу введенные Федеральным законом N 219-ФЗ от 21.07.2014 требования к порядку организации производственного экологического контроля.
Обязанность по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля (далее – программы ПЭК) возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Программа ПЭК должна содержать сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны документировать информацию о мероприятиях по производственному экологическому контролю и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Помимо прочего, частично изменена терминология в сфере охраны окружающей среды, существенно расширен перечень нормативных определений основных понятий, которым оперирует закон. Так, впервые законодательно определено понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, закреплены понятия стационарного и передвижного источника загрязнения окружающей среды, по поводу которых в судебной практике неоднократно возникали спорные моменты, поскольку ранее указанные определения разъяснялись исключительно контролирующими органами в документах ненормативного характера. Теперь под стационарным источником загрязнения окружающей среды понимается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды, а под передвижным источником – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
Анализ сроков вступления в силу отдельных положений нового закона позволяет прийти к выводу, что основной целью первого этапа экологической реформы является постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Об этом свидетельствует также введение с 01.01.2015 года нового состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве наказания за невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку объектов на госучет предусмотрен штраф, размер которого составит для должностных лиц - от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 тыс. до 100 тыс. руб.
Помощник Свердловского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса Н.А. Бузунова
природоохранного прокурора
юрист 3 класса Н.А. Бузунова
- Дата публикации: 3.03.2015
- Дата последнего изменения: 3.03.2015