Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания влечет уголовную ответственность
В соответствии со ст.ст. 11, 12 Федерального закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Согласно п. 21 Правил предусмотрено, что основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением.
За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность по статье 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
За такие деяния можно получить наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Законом предусмотрено единственное послабление, когда лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, - если оно способствовало раскрытию этого преступления и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
За 8 месяцев 2017 мировыми судьями Сысертского судебного участка рассмотрено 7 уголовных дел, связанных с нарушением миграционного законодательства, по всем делам вынесены обвинительные приговора.
Вступившими в законную силу приговорами мирового судьи гражданка <> признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ.
Гражданка <>, преследуя личные интересы, без намерения предоставить иностранным гражданам жилое помещение для пребывания, в МФЦ в г. Арамиль, осуществила фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан по их личному обращению к ней за денежное вознаграждение в 800 рублей с каждого фиктивно поставленного на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении Российской Федерации. Всего поставлено на учет 15 человек, получив 12 тыс. руб.
Межрайонным прокурором направлено в суд исковое заявление в интересах государства к гражданке <> о применении последствий недействительности ничтожных сделок и взыскании денежных средств в размере 12 000 руб. в доход государства. Иск находится на рассмотрении.
- Дата публикации: 24.10.2017
- Дата последнего изменения: 24.10.2017