Администрация Сысертского Городского Округа
Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт

Разъяснения прокуратуры

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2017 № 35-П часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ею исключается возможность восстановления двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.
Положения КоАП РФ приведены в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Федеральный закон от 27.12.2018 № 513-ФЗ).
Ранее, при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ (за исключением отдельных правонарушений), не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины его суммы.
Федеральным законом установлено, что в случае, если копия постановления о назначении штрафа, направленная лицу, привлеченному к ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано по правилам главы 30 КоАП РФ.

С 1 января 2019 г. произошли серьезные изменения, касающиеся правового регулирования жизни садоводов и огородников в связи с принятием Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" (от 29.07.2017 № 217-ФЗ»). Нововведения коснулись форм объединения, возможных построек на землях садоводов и огородников и др.
Более подробно обращаю внимание на виды взносов и способы платежей, которые установлены новом законом. Теперь их только два вида. Членские - на хозяйственные нужды товарищества и целевые - размер и назначение определяются на основании финансово-экономического обоснования общим собранием членов товарищества (статья 14 Закона). Взносы должны  вносится «на расчётный счёт товарищества», то есть в безналичной форме. Товарищества обязаны открыть специальные счета в банковских учреждениях и довести их реквизиты до своих членов.

Чтобы определить, на ком лежит ответственность за ремонт балкона, нужно выяснить, входит ли балкон или отдельные его элементы в состав общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД).
Балконные плиты относят к несущим конструкциям МКД и входят в состав общего имущества дома (пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Следовательно, ответственность за их надлежащее  содержание несет управляющая организация.
Для надлежащего содержания несущих конструкций, к которым относят балконные плиты, предусмотрены такие виды работ, как контроль технического состояния, выявление нарушения эксплуатационных качеств и гидроизоляции, восстановление или замена металлических ограждений и отдельных элементов. Крепления выступающих деталей балкона должны быть крепкими, его отделочный слой, в том числе облицовочные плитки — без разрушений и повреждений (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).
Если управляющая организация обнаружила признаки повреждений несущих конструкций балконов, она должна принять срочные меры, чтобы предупредить дальнейшее развитие деформаций и обеспечить безопасность граждан. Работы по восстановлению или замене отдельных элементов балконов управляющая организация должна проводить в рамках текущего ремонта.
Для примера следует привести судебную практику. Так, Государственная жилищная инспекция выдала предписание управляющей организации на ремонт балконной плиты МКД. Управляющая организация отказалась от проведения работ, потому что дом был уже включен в программу капитального ремонта. Однако, суд не принял этот довод и признал законным предписание ГЖИ. В решении суд указал, что факт включения ремонтных работ в программу капремонта не освобождает управляющую организацию от обязанности содержать общее имущество в надлежащем состоянии (определение Верховного суда РФ от 26.02.2018 № 304-КГ 17-23483).
Одновременно с этим, разъясняю, что внутренняя часть балкона, его стены, пол и потолок не входят в состав общего имущества МКД, и следовательно за их надлежащее содержание отвечают граждане.

Федеральным законом от 18.07.2019 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» перераспределена компетенция органов, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, касающихся защиты прав инвалидов.
После внесенных изменений судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях по статье 9.13 КоАП РФ в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования. Иные дела по данной статье КоАП РФ будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в этой сфере.
Следует отметить в каких случаях наступает ответственность за нарушение прав данной категории населения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
- к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации.

На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации с 15 апреля 2019 налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.
Это уточнение внесено Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Кроме того, Закон № 63-ФЗ дополнил перечень лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном или бессрочном пользовании, или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков (п. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Увеличен срок для предоставления уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет. Если ранее уведомление можно было предоставить до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, то нормами действующего налогового законодательства срок установлен до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом.
Утратило силу правило, согласно которому налогоплательщик, предоставивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не мог после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, предоставить уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства.

С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года включительно будет проводиться третий этап программы добровольного декларирования физическими лицами своего имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании.
В ходе третьего этапа декларирования сохраняются все гарантии, установленные ранее Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ). А именно: в отношении указанных в декларации имущества, счетов и контролируемых иностранных компаний, а также в отношении связанных с ними доходов, операций и сделок, включая те из них, которые были связаны с формированием имущества контролируемых иностранных компаний, декларанты освобождаются от налоговой, административной и уголовной ответственности (в части ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).
В Налоговом кодексе РФ также закреплены гарантии для налогоплательщиков, предусмотренные в рамках третьего этапа «амнистии капитала». Законом предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании, учитываемых при определении налоговой базы в 2019 году у налогоплательщика, являющегося ее контролирующим лицом, при условии, что налогоплательщик не признавался налоговым резидентом Российской Федерации по итогам налогового периода 2018 года.
Кроме того, представление специальной декларации в ходе третьего этапа декларирования освобождает налогоплательщиков от взыскания налогов, если обязанность по их уплате возникла до 1 января 2019 года в результате операций, связанных с задекларированным имуществом или счетами (вкладами), за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемой иностранной компании.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» разъяснен порядок рассмотрения судами уголовных дел о налоговых преступлениях.
В частности, к ответственности может быть привлечен не только гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус и другие частнопрактикующие лица. При неуплате налогов организацией возможно привлечь ее руководителя или уполномоченного представителя, который фактически выполнял обязанности руководителя. Подставное лицо привлекается как пособник.
Отмечается, что судам следует проверять, содержатся ли в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении сведения о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, сроки уплаты конкретного налога, сбора, страхового взноса, каким образом был исчислен период для определения крупного или особо крупного размера для целей применения статей 198, 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом, поэтому самого по себе факта неуплаты налогов недостаточно. Суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину. Все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Это касается и определения периода для исчисления крупного или особо крупного размера долга. При сокрытии денежных средств или налогооблагаемого имущества следует устанавливать не только их наличие, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.
Суды обязаны сами определять подлинный размер налоговых обязательств при определении ущерба бюджетной системе, учитывая все факторы. Доказательствами в уголовных делах могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчета налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов, судебные решения.

  • Дата публикации: 27.12.2019
  • Дата последнего изменения: 27.12.2019