Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.
Риск-ориентированный подход (РОП) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.
Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности:
Категории риска:
• низкий риск (6 класс опасности);
• умеренный (5 класс опасности);
• средний (4 класс опасности);
• значительный (3 класс опасности);
• высокий (2 класс опасности);
• чрезвычайно высокий (1 класс опасности).
От присвоенной категории риска зависит кратность проведения плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов: для 1 класса опасности – 1 раз в год, для 2 класса – 1 раз в 2 года, для 3-го – 1 раз в 3 года, для 4-го – не чаще чем 1 раз в 4 года, для 5-го класса – не чаще чем 1 раз в 6 лет. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (6 класса опасности), плановые проверки не проводятся.
При этом плановые проверки, периодичность проведения которых определена постановлением Правительства Российской Федерации № 944 в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294 (в сфере здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг с проживанием) осуществляются с установленной вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации периодичностью независимо от отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
Риск-ориентированный подход к планированию контрольно-надзорных мероприятий предусматривает возможность уменьшения частоты проводимых плановых проверок в случае снижения категории риска объекта при соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных обязательных требований и отсутствии при последней проверке объектов нарушений, исполнении в полном объеме предписаний об устранении нарушений обязательных требований законодательства.
Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения.
Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:
• население, находящееся под воздействием,
• гигиеническая значимость,
• объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.
• законопослушность (количество выявленных правонарушений),
Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.
- Дата публикации: 11.11.2019
- Дата последнего изменения: 11.11.2019