Особенности регулирования отношений между банком и потребителем в случае использования банковских кредитных (пластиковых) карт
На отношения между потребителем и банком, связанные с выпуском банком кредитной пластиковой карты и последующим ее использованием потребителем, применяются положения Гражданского кодекса РФ глава 45 «Банковский счет», в том числе ст. 850 Кредитование счета.
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Такой операцией может являться кредитование счета.
Обратите внимание! В случае если банк предоставляет вам кредит по карте, то такие отношения регулируются с учетом правил о займе и кредите, если договором не предусмотрено иное. Получая кредит через банковскую карту, потребитель заключает два вида договоров – договор банковского счета и кредитный договор.
Распоряжение денежными суммами, находящимися на карте, осуществляется посредством использования аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
При выдаче кредитной пластиковой карты, банк осуществляет ее персонализацию: на карту наносится идентификационный номер, фамилия владельца, графическая информация, кодирование магнитной полосы или электронной схемы. Каждой карте присваивается ПИН-код – персональный идентификационный номер, который предоставляет держателю карты доступ к использованию ее в банкоматах и терминалах.
Что такое льготный период кредитования по карте?
Если потребитель приобретает товар в кредит, то он рассчитывается в пределах той суммы, лимит которой определен банком. В этом случае потребитель обязан вернуть банку кредит и уплатить на него проценты в соответствии с условиями договора.
Банк может установить потребителю льготный период кредитования, то есть предоставить беспроцентный кредит на определенный договором льготный период. В случае если потребитель возвращает всю сумму кредита в указанный льготный срок, то проценты за пользование кредитом не начисляются. В том случае если потребитель не вернул деньги в определенный срок, то банк начисляет предусмотренные договором проценты, начиная со дня совершения покупки в кредит.
Обратите внимание! Льготный срок предоставляется потребителю не с момента совершения покупки по карте, а с момента открытия банковского счета по этой карте, то есть тогда, когда банк зачислил на счет кредитные средства. Например, вы получили карту 10 сентября, льготный период составляет 50 дней, покупку по этой карте вы совершаете 25 сентября, датой начала льготного периода будет считаться 10 сентября, а не 25, когда вы воспользовались кредитом.
Получение наличных денежных средств по банковской кредитной карте
Снятие наличных денежных средств через банкомат является банковской операцией. Для снятия наличных денежных средств необходимо знать ПИН-код по своей карте.
Обратите внимание! В случае неоднократной ошибки при вводе ПИН-кода, банкомат заблокирует карту и завершит операцию.
В зависимости от вида карты, и условий договора потребитель может снимать наличные денежные средства не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами в зависимости от страны пребывания.
Следует знать! В случае если вы снимаете наличные денежные средства в банкомате по банковской карте, используя банкомат другого банка, то за такую банковскую операцию банк может удержать с потребителя комиссионное вознаграждение. Размер комиссионного вознаграждение должен отображаться на платежном терминале в процентном соотношении к сумме операции и/или в фиксированном значении. В случае не взимания комиссионного вознаграждения кредитная организация информирует об этом держателя платежной карты соответствующей надписью о его отсутствии.
Советы потребителю.
1. Внимательно изучите все условия договора, тарифы и необходимые платежи, связанные с выдачей и использованием банковской кредитной карты.
2. Рекомендуем получать банковскую карту в офисе банка, а не по почте. Не производите активацию карты по телефону.
3. При утере банковской карты немедленно заблокируйте ее по указанному банком телефону.
4. Подписывая пластиковую карту на обратной стороне, обращайте внимание на соответствие подписи, зафиксированной в паспорте.
5. Рекомендуем запомнить ПИН-код и не хранить его вместе с картой. Ни одно лицо, в том числе и сотрудники банка, выдавшие карту не вправе запрашивать ПИН-код карты, вы его вводите самостоятельно.
6. Не используйте ПИН-код при заказе товаров либо услуг по телефону/факсу или через интернет.
7. Во избежание мошенничества с картой требуйте проведение операций с ней только в вашем присутствии, не позволяйте уносить ее.
8. При использовании банковской карты для оплаты товаров и услуг кассир может потребовать от владельца карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН-код. Перед тем как подписать чек, в обязательном порядке проверьте сумму, указанную на чеке.
9. В случае «задержки» карты банкоматом или невыдаче денег, либо несоответствии выданной и запрашиваемой суммы, сообщите об этом в информационно-справочную службу, указанную на банкомате и обратитесь с письменным заявлением в банк.
- Дата публикации: 11.11.2019
- Дата последнего изменения: 11.11.2019