Безопасность одежды или как отстоять свои права в суде
В консультационный пункт для потребителей Южного Екатеринбургского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратилась пожилая женщина за консультацией и составлением искового заявления о защите нарушенных прав потребителя.
При этом потребитель пояснила следующее. В магазине она приобрела товар - зимнюю куртку. Впоследствии, после примерки куртки в домашних условиях и ее детального осмотра, она засомневалась в качестве приобретенного товара, поскольку большинство информации, размещенной на ярлыке изделия было указано на иностранном языке.
Потребитель обратилась к продавцу с письменной претензией, в которой потребовала вернуть ей уплаченные денежные средства.
Продавец не удовлетворил в добровольном порядке заявленные требования потребителя.
Специалистами Консультационного пункта при анализе ситуации и осмотре товара было выявлено, что до потребителя не была доведена полная и достоверная информация о товаре. Кроме того, соответствие товара в части его качества и безопасности не подтверждено в установленном порядке требованиям Технического Регламента Таможенного Союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (далее ТР ТС 017/2011).
В частности,
• на маркировке продукции отсутствовала дата изготовления товара;
• не указаны вид и массовая доля (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия, а также вид обработки меха (крашеный или некрашеный) и цвет его окраски;
• не указаны символы по уходу за изделием;
• на ярлыке товара не указан размер изделия, а также рост;
• отсутствовал единый знак обращения продукции на рынке (ЕАС).
В отношении спорной ситуации отделом экспертиз было подготовлено, и направлено в суд исковое заявление о взыскании уплаченных за товар денежных средств, неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, судебных издержек, а также штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Специалисты отдела также представляли интересы потребителя в суде.
В результате, мировым судьей судебного участка № 5 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области было вынесено решение об удовлетворении требований потребителя в полном объеме.
По сложившейся ситуации считаем необходимым отметить, что согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
На основании ст. 4 Закона № 2300-1 продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Кроме того, в силу ст. 7 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п.1 ст. 7 Закона № 2300-1.
В соответствии со ст. 12 Закона № 2300-1 если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При этом, согласно п. 4 ст. 12 указанного Закона, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
В соответствии со ст. 18 Закона № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом, исходя из преамбулы Закона № 2300-1, под недостатком товара понимается – несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке.
Таким образом, исходя из системного толкования п. 5 ст. 4, ст. 18 и преамбулы Закона № 2300-1, следует, что товар, не соответствующий обязательным требованиям, установленным законодательством можно отнести к товару с недостатками, а, следовательно, в отношении данного товара подлежат применению все связанные с этим последствия, в том числе и по возврату уплаченных денежных средств.
При возникновении спорных ситуаций по защите прав потребителей, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции Вы можете обращаться в консультационные пункты.
Адреса и график приема Консультационных пунктов:
- г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 177а, кабинет 406. Телефон (343) 266-54-97 (понедельник – пятница с 8.30 до 17.00 часов, перерыв с 12.00 часов до 13.00 часов);
- г. Арамиль, ул. 1 Мая, 12, кабинет 12. Телефон (343) 385-32-81 (понедельник с 10.00 до 12.00 часов по предварительной записи);
- г. Полевской, ул. Вершинина, 19, кабинет 1. Телефон (34350) 4-21-68 (вторник с 9.00 до 12.00 часов, четверг с 13.00 до 16.00 часов);
- г. Сысерть, ул. Коммуны 69, кабинет 201. Телефон (34374) 6-51-51 (среда с 10.00 до 13.00 часов по предварительной записи).
- Дата публикации: 17.04.2020
- Дата последнего изменения: 17.04.2020