Диван через «Интернет»
Продолжаем рубрику: «Вопрос-ответ».
В Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей (Консультационный пункт) Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ежедневно обращаются граждане за консультациями по различным вопросам. Наиболее актуальные ситуации мы доводим до потребителей.
Со следующей проблемой на прием обратилась жительница г. Полевской.
Женщина выбрала и заказала в интернет-магазине диван для сына-подростка. Получив товар и оценив его визуально, она поняла, что диван не подходит ребенку для сна, так как углы спального места не прямые, а закругленные, что фактически уменьшает размер дивана. Женщина посчитала, что спать на таком диване сыну будет неудобно. В этот же день она приняла решение об отказе от покупки, для чего обратилась к продавцу. Также она потребовала вернуть ей уплаченные денежные средства.
Однако продавец отказал женщине в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что с товаром она была ознакомлена на сайте, где размещены фотографии дивана, указаны его характеристики и габаритные размеры. Также продавец заявил о том, что диван выполнен на заказ, поскольку изготовлен из выбранной покупателем ткани, в связи чем, он не подлежит возврату и обмену.
«Прав ли продавец? И что мне делать?» - такие вопросы интересовали покупателя.
Разберем ситуацию с точки зрения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрен дистанционный способ продажи товаров .
Заключение договора данным способом подразумевает невозможность непосредственного ознакомления с товаром. Покупатель выбирает продукцию посредством каталогов, буклетов, фотоснимков и, в том числе, с использованием сети Интернет.
Именно данный способ покупки дает потребителю, при его отказе от товара, больше преимуществ по сравнению с приобретением товаров непосредственно в магазине. Законодатель связал это с тем, что покупатель, заказывая товар дистанционно, может оценить его только «на глаз». Фактически знакомство с товаров происходит только после его получения. И нередко желаемое может не соответствовать действительному.
Аналогичная ситуация произошла и с женщиной, обратившейся за консультацией.
Со слов потребителя, определить точные размеры дивана по картинке с экрана смартфона достаточно затруднительно, учитывая модификацию дивана (закругленные края). В связи с чем, ей было непонятно по каким точкам рассчитываются габаритные размеры дивана.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Таким образом, закон предоставляет потребителю право на возврат товара без объяснения причин – «процесс охлаждения к покупке», но при соблюдении, установленных законодательством условий.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Учитывая изложенное, женщина имела право на отказ от товара, при этом она даже могла не озвучивать причину своего отказа.
Вместе с тем, покупатель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Данное положение закреплено в ст. 26.1 Закона.
Однако при оценке ситуации специалистами пункта было установлено, что диван не имеет индивидуально-определенных свойств, и может быть использован для приобретения его другими потребителями. Об этом свидетельствует информация, размещенная на сайте продавца. В частности, модификация дивана, его размер, материал обивки, в том числе, цветовое исполнение (на сайте предложено на выбор три вида ткани), доступны любым потребителям, посещающим интернет-магазин. Какие-либо индивидуальные особенности дивана покупатель не заказывала.
Учитывая изложенное, потребителем правомерно было заявлено требование об отказе от товара и возврате его стоимости.
По результатам оказанной консультации специалистами отдела экспертиз была подготовлена претензия в адрес продавца. В настоящее время требования потребителя удовлетворены. Стоимость дивана возвращена покупателю.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 18.08.2020
- Дата последнего изменения: 18.08.2020