Дополнительные услуги при покупке товаров и получении кредита
В современных реалиях получение кредита практически всегда сопряжено с дополнительными услугами. К таким услугам относятся как продукты, связанные с обслуживанием кредитного договора, например, смс-информирование о задолженности, так и иные услуги (сертификат на юридические или консультационные услуги, пакет услуг «помощь на дорогах» и др.).
Аналогичная ситуация обстоит и на рынке товаров. Так, к примеру, покупая смартфон, в магазине предлагают наклеить защитное стекло или установить приложения. При покупке бытовой техники продавец часто советует купить дополнительную гарантию и т.п.
Как показывает практика, в большинстве случаев, заключение дополнительных договоров происходит либо спонтанно и не обдуманно, либо от юридической неграмотности (когда заемщик опасается получить отказ банка в выдаче кредита без дополнительных услуг).
Однако не все потребители знают, что от ненужных услуг можно отказаться и вернуть уплаченные денежные средства.
Вместе с тем, принимая решение об отказе, необходимо исходить из конкретной ситуации, а также учитывать, что не во всех случаях денежные средства подлежат возмещению в полном объеме.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, положениями действующего законодательства потребителю предоставляется право на отказ от оказания услуг (выполнения работ) без объяснения причин. Вместе с тем, стоит учитывать, что исполнитель (подрядчик) вправе потребовать возместить ему фактические затраты, если они были связаны с исполнением договорных обязательств.
Фактически понесенные расходы должны подтверждаться документально, и относиться непосредственно к договору с потребителем.
К примеру, если услуга фактически не была оказана (был заключен договор на юридические услуги, но юридической помощью клиент не воспользовался), потребитель может рассчитывать на возврат полной стоимости по договору. Иначе обстоят дела, если исполнитель выполнил работы, и имеются подтверждающие документы (наклеил защитное стекло на экран смартфона). В данном случае вернуть уплаченные деньги будет достаточно сложно.
Если Вы приняли решение отказаться от услуг, которые еще не были оказаны или были оказаны частично, но на будущее время в остальных услугах Вы не нуждаетесь («мобильный банк» на будущее), желательно оформить свой отказ письменно. Уведомление (заявление) необходимо вручить исполнителю способом, подтверждающим получение (направить почтой заказным письмом с уведомлением, вручить «под роспись») и т.п.
Дата вручения будет влиять на последствия расторжения договора, так как это предусмотрено действующим законодательством.
Согласно ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное законом право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено одной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления. С указанной даты договор считается расторгнутым.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 25.09.2020
- Дата последнего изменения: 25.09.2020