Услуги каршеринга. Актуальные вопросы потребителей.
В последнее время, услуги карешринга стали достаточно популярными среди потребителей. В связи с чем, в Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей (Консультационный пункт) Южного Екатеринбургского Филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» стали чаще поступать обращения по различным вопросам, связанным с заключением договоров, оказанием услуг, возмещением убытков и т.п.
Учитывая популярность и востребованность данных услуг, Консультационный пункт уже не первый год проводит тематические «горячие линии» по услугам каршеринга, в рамках которых отвечает на самые актуальные вопросы потребителей.
Рассмотрим некоторые из них, но изначально, предлагаем разобраться в следующем:
«Чем же обусловлена такая популярность каршеринга»?
Современный мир не стоит не месте. Появляются новые и более удобные для потребителей услуги. Так и пришел в нашу жизнь каршеринг.
Что же такое каршеринг? Данную услугу можно сравнить с арендой или прокатом, но все же ее условия несколько отличны.
Удобство услуги заключается в том, что:
· транспортное средство берется в пользование, как правило, на непродолжительный (буквально несколько часов) период времени, при этом, оплата осуществляется только за фактическое время пользования транспортом (не нужно оплачивать время простоя);
· имеется очень много пунктов выдачи, и каждый потребитель сможет получить транспортное средство в удобном для него месте;
· в отличие от обычного проката, не нужно возвращать транспорт в пункт выдачи (можно взять автомобиль в одном месте, а вернуть в другом).
Каршеринг очень востребован в крупных городах. Также данной услугой потребители пользуются, приезжая в другой город без собственного транспорта, к примеру, в командировку или в отпуск.
Вопрос 1. Услуги каршеринга распространяются на любой транспорт?
Законодательного запрета нет, следовательно, любое средство передвижения может быть передано по договору оказания услуг каршеринга.
Главное, чтобы была целесообразность, оправданность и техническая возможность передачи средства, например, через мобильное приложение. Последнее в большей степени обусловлено исключением вероятности хищения.
В настоящее время очень популярна такая услуга, как каршеринг средств индивидуальной мобильности, таких, например, как электросамокаты, гироскутеры, велосипеды и т.п.
Вопрос 2. Какую информацию должен довести исполнитель услуг до потребителей?
Стоит отметить, что в настоящее время нет специального закона, регламентирующего оказание услуг карешринга, Нормативное регулирование услуг осуществляется на основе правовых норм о договорах аренды и проката. Также, если средство передвижения используется для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, к данным отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
В первую очередь, до потребителя должна быть доведена общая информация, предусмотренная ст. 10 Закона о Защите прав потребителей, которая доводится при оказании любого вида услуг.
К такой информации относятся сведения:
- об исполнителе;
- о потребительских свойствах услуги (в чем непосредственно заключается услуга, как технически пользоваться устройством, как оформить сдачу и приемку транспортного средства и т.д.);
- о цене услуг (например, при использовании автомобиля цена рассчитывается за километраж или время; при использовании электросамоката цена формируется из фиксированной суммы + цена за каждую минуту и т.д.). Порядок формирования цены должен быть доступен и понятен потребителю.
Также до потребителя может быть доведена дополнительная информация, связанная со спецификой услуг:
- возраст (к примеру, к использованию автотранспорта допускаются лица, не моложе 18 лет);
- стаж вождения (это условие применимо к пользованию автомобилем и некоторые компании допускают к вождению при определенном водительском стаже);
- вес или иные физические показатели (для самокатов, велосипедов), не соблюдение которых влечет небезопасность оказания услуг.
Кроме того, целесообразно было бы доведение до потребителя иной информации, влияющей на безопасность услуги, например, о:
- соблюдении правил дорожного движения;
- недопустимости перемещения на электросамокате вдвоем;
- о запрете на передачу автомобиля лицам, не достигшим совершеннолетия и др.
Вопрос 3. На что нужно обратить внимание потребителям при заключении договора, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий?
В первую очередь потребителям необходимо ознакомится с договорными условиями и правилами пользования услугами, установленными исполнителем.
Как правило, договор на оказание услуг каршеринга заключается дистанционно, поэтому, необходимая информация может размещаться на официальном сайте исполнителя, а также в мобильном приложении, через которое осуществляется авторизация пользователя и в дальнейшем непосредственное оказание услуг.
Принимать условия договора путем нажатия на кнопку призыва к действию («согласен», «принять» и др.) следует только после детального ознакомления с пользовательским соглашением и правилами оказания услуг.
Второе. Необходимо внимательно оформлять сдачу и приемку транспортного средства.
В некоторых случаях в приложение достаточно «загрузить» 1 или 2 фотографии для начала оказания услуг или для их завершения. Однако стоит подстраховаться и сделать как можно больше снимков или видео. Особенно, это касается автотранспорта (желательно зафиксировать внешний вид автомобиля вкруговую, а также салон транспортного средства). Это впоследствии будет являться доказательственной базой, если исполнитель услуг будет предъявлять какие-либо претензии, или требовать возмещения причиненных убытков (царапина, поломка и т.д.).
Вопрос 4. Если произошла поломка или дорожно-транспортное происшествие (ДТП), имеет ли право исполнитель требовать с потребителя возмещения убытков и в каком размере?
Требовать возмещения убытков имеет право каждый субъект, но при разрешении спора, необходимо исходить из конкретной ситуации.
Рассмотрим несколько примеров.
Потребитель управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии, нарушил правила дорожного движения, допустив ДТП и его вина установлена в определенном законодательством порядке. Очевидно, что требование исполнителя о возмещении убытков будет обоснованным.
Потребитель перемещался на электросамокате вдвоем и не справился с управлением, в результате самокат был поврежден. В этом случае исполнитель будет вправе требовать возмещения убытков, если докажет, что со своей стороны им доводилась до потребителя информация о запрете на подобное перемещение.
Произошла поломка запчасти автомобиля. В этом случае должна быть установлена причина неисправности (возможно, это нормальный износ, за который не отвечает потребитель, а может быть, неправильная эксплуатация транспорта потребителем).
В любом случае, все вопросы решаются в добровольной (претензионном) или судебном порядке. Вероятнее всего при разрешении спора понадобится проведение экспертизы. Размер убытков тоже должен подтверждаться заключением специалиста (оценщика, эксперта).
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 2.12.2020
- Дата последнего изменения: 2.12.2020