Специалисты по защите прав потребителей подвели итоги надзора в 2020 году
В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 2020 год поступило 15.9 тыс. жалоб по защите прав потребителей, что на 27% больше чем в 2019 году.
Наибольший удельный вес составили обращения в области торговли (27,7%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (11%), транспорта (8,7%), медицинских услуг (18,4%), финансовых услуг (6%), услуг связи (4,5%), бытовых услуг (4,2%).
При этом в сравнении с 2019 годом произошел рост числа обращений в сфере туризма и транспорта (почти в 5 раз), медицинских услуг (в 3,5 раза), культурно-зрелищной сфере (в 2,7 раза).
Данные тенденции обусловлены эпидемиологической обстановкой и принимаемыми органами государственной власти ограничениями в сфере туризма, перевозок и проведения массовых мероприятий.
На фоне обострившихся проблемных вопросов, связанных с введением режима повышенной готовности, в очередной раз происходит активизация недобросовестных юридических фирм, которые предоставляют потребителям неверные разъяснения относительно их прав. По-прежнему в сфере торговли действуют недобросовестные коммивояжеры, продающие товары на дому. В сфере бытового обслуживания граждан волнует деятельность фирм, выполняющих ремонт техники – такие компании часто не оговаривают заранее цену ремонта, либо необоснованно устанавливают стоимость услуг, которая существенно отличается от среднерыночной (потребитель выясняет данный факт уже после оплаты). В сфере медицинских, косметологических, косметических услуг поступает много обращений на нелегальные фирмы, которые потребители часто находят через соцсети.
За 2020 год в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора проведено 1776 проверок и административных расследований, в ходе 616 выявлены нарушения, всего выявлено 5250 нарушений.
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора составлено 1434 протокола об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей, вынесено 1213 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма штрафов составила
18 млн. рублей.
На основании протоколов Управления судами также вынесено 191 решение о назначении административных наказаний в области защиты прав потребителей, из них 54 – с конфискацией продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
За 2020 год в сфере защиты прав потребителей вынесено 54 предостережения, 104 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, 635 предписаний об устранении нарушений обязательных требований, о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда, о приостановке реализации продукции.
В прошедшем году подано 128 исков в сфере защиты прав потребителей (в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей, группы потребителей, а также о ликвидации (прекращении деятельности), 84 иска были рассмотрены, 81 – удовлетворен.
Из общего числа исков 69 исков было подано в защиту неопределенного круга лиц, 44 иска были рассмотрены, 43 - удовлетворены.
В числе удовлетворенных исков в защиту неопределенного круга потребителей – иски о прекращении противоправных действий по следующим вопросам:
- необеспечение населения подкладными пеленками, салфетками, бахилами, в том числе разовыми, при посещении медицинских учреждений;
- реализация продукции, не соответствующей обязательным требованиям по маркировке, показателям безопасности, по наличию товарно-сопроводительных документов;
- продажа товара по разной цене в зависимости от формы оплаты (наличный или безналичный расчет);
- нарушение требований к качеству или режиму предоставления коммунальных услуг по водоснабжению;
- непредоставление информации или включение в договор (включая условия публичной оферты) ущемляющих права условий, в том числе при дистанционной торговле, обслуживании в кинотеатрах, установление «минимального чека» и пр.
В защиту прав конкретных потребителей (группы потребителей) подан 51 иск, 34 иска рассмотрено, 32 – удовлетворено.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области также выступало с заключениями в защиту прав потребителей: всего в суды направлено 237 заключений, 193 дела было рассмотрено судом, по 190 делам решения приняты в пользу потребителей (98,5%).
В 2020 году на базе 6 филиалов МФЦ специалистами Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» было предоставлено 68 консультаций, распространено 304 памятки для потребителей и 204 визитки консультационных пунктов для дальнейшего получения правовой помощи. Потребителям оказана помощь в составлении 6 претензий. Заключено дополнительное соглашение с МФЦ о самостоятельном консультировании специалистами МФЦ потребителей. В конце марта 2020 года консультирование в МФЦ и администрациях приостановлено.
Управление также напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
Ресурс создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей.
Открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru.
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
Кроме того, ресурс содержит раздел «Виртуальная приемная», в котором пользователь вправе задать интересующий его вопрос в сфере защиты прав потребителей и получить на него ответ.
Для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя в каждой конкретной ситуации, в том числе, о порядке досудебной или судебной защиты прав потребителей, порядке и перспективах подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти, можно обращаться к квалифицированным специалистам, в том числе, в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер.Отдельный, д.3, тел 374-14-55) (адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области – на сайте https://кц66.рф/), к специалистам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в сфере защиты прав потребителей, в том числе, МБУ «Центр правозащиты» (г.Екатеринбург, ул. Малышева, 31а); в общественные организации, которые входят в Консультационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.
- Дата публикации: 16.02.2021
- Дата последнего изменения: 16.02.2021