Администрация Сысертского Городского Округа
Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт

«Новые» правила услуг общественного питания.

С 01 января 2021 г. вступили в силу «новые» Правила услуг общественного питания (далее Правила), которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 и приняты взамен ранее действующих. 

Каких-либо революционных изменений принятый нормативный акт не содержит, но те условия, которые были уточнены, в первую очередь преследовали цель защиты прав потребителей.

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы.

Правила посещения организации общепита.

Как и ранее, исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг общественного питания правила поведения для потребителей. Однако данные правила не должны противоречить законодательству РФ и ущемлять права потребителей.

Суды признали, что не противоречат законодательным нормам следующие правила организаций общественного питания:

«со своим не пускаем» 

Многие кафе или рестораны запрещают приносить с собой еду, спиртные или безалкогольные напитки. Конечно, в каждой ситуации нужно разбираться индивидуально, но, как пример можно рассмотреть следующую позицию Свердловского областного суда – если потребитель не намерен заказывать услугу общественного питания в заведении, то сотрудник организации вправе запретить ему занимать место и пользоваться рестораном для употребления принесенных продуктов и напитков (дело № 33-1949/2018)*;

«в спортивной одежде нельзя»

В некоторых заведениях предусмотрен определенный «дресс-код», например, запрещено приходить в шортах, сланцах, спортивной одежде и т.п. При посещении ресторана в подобной одежде или обуви, посетителю могут отказать в обслуживании. 

С одной стороны, установленный исполнителем услуг стиль одежды, необходимый для посещения заведения, прививает определенную культуру поведения, но с другой стороны, некоторые потребители могут посчитать это нарушением их прав. Законно ли требование ресторана?

Судебные инстанции считают, что законно, если данный запрет относится непосредственно к одежде, а не к гражданину, не имеет произвольного, избирательного, или дискриминационного характера и распространяется на всех посетителей (Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда по делу № 44г-205/2018)*;

«в нетрезвом виде – запрещено»

В некоторых судебных актах судьи указывают, что отказ в обслуживании посетителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения не нарушает права потребителя (Апелляционное определение Курганского областного суда по делу № 33-2418/2014, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-9129/2018).

Оплата дополнительных услуг.

Основная услуга в общепите — это приготовление еды и напитков, обслуживание клиентов и работа на доставку. 

К дополнительным услугам относится все то, что не связано с питанием. 

Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке или услуги детских аниматоров и это законно. 

Однако, предлагая клиенту дополнительную услугу, исполнитель должен сразу предупредить, платная она или нет, указать цену и довести иную информацию, чтобы потребитель понимал, что конкретно он получит за свои деньги. 

Если клиента не спросили или не предупредили, что услуга платная, а потом в чеке появилась стоимость дополнительной услуги, он вправе не оплачивать данную услугу. 

Чаевые – платить или не платить.

Посещая некоторые организации общественного питания, потребители сталкиваются с тем, что в чеке за услуги отражается сумма чаевых, например, в процентном отношении от заказа. Законно ли это, интересуются граждане?

Пунктом 19 Правил предусмотрено, что исполнитель не вправе без согласия потребителя включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Таким образом, потребитель самостоятельно решает хочет ли он оставить чаевые и в каком размере, а исполнитель может включить оплату чаевых в чек только с согласия потребителя.

За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Контактная информация по территориям:

- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;

- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;

- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;

- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.


  • Дата публикации: 19.04.2021
  • Дата последнего изменения: 19.04.2021