Специалисты по защите прав потребителей проанализировали обращения потребителей в 1 полугодии 2021 года
В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 1 полугодие 2021 года поступило 4814 обращений потребителей (на 35% меньше, чем в 1 полугодии 2020 г., что обусловлено резким ростом числа жалоб в 1 половине 2020 г. в связи с различными ограничительными мероприятиями – отменой туров, авиарейсов, зрелищных мероприятий, введением масочного режима).
В сравнении с 1 полугодием 2020 г. произошло снижение числа обращений в сфере торговли (на 30%), туризма (на 80%), транспорта (на 56 %), в т.ч. воздушного (на 73%), в культурно-развлекательной сфере (на 75%).
Также снизилось число жалоб по иным приоритетным сферам деятельности – финансовые услуги (на 26%), услуги связи (44%). Произошло некоторое увеличение числа жалоб в области сотовой (на 11%) и телематической связи (на 14%).
Наибольший удельный вес в общей структуре жалоб составили обращения в области торговли (31%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (16%), медицинские услуги (13,5%), транспортных услуг (6%), финансовых услуг (7,2%), бытовых услуг (4,3%), услуг связи (4,4%).
Вопросы, которые наиболее часто ставили потребители в обращениях в 1 полугодии 2021 году:
- недоставка товаров, нарушение сроков доставки товаров, в том числе, в сфере дистанционной торговли, обман со стороны неустановленных лиц при заказе товаров через Интернет (товар не приходит, либо приходит совсем иной);
- вопросы защиты прав потребителей при туробслуживании (замена и отказ от туров);
- вопросы, связанные с отменой и переносом рейсов;
- качество юридических услуг;
- навязывание различных дополнительных услуг при кредитовании, при заключении договоров на приобретение автомобилей и т.д.
- недобросовестная деятельность сервисных центров, которые допускают непредоставление информации о стоимости услуг, навязывая дорогостоящий ремонт гражданам и пр.
На конец 1 полугодия 2021 года рассмотрено 4531 обращение, при этом 396 обращений стали основанием для проведения проверок, административных расследований, контрольных закупок (8,7%), из них 243 обращения подтвердились в ходе проведения надзорных мероприятий (61%). По иным обращениям заявителям предоставлялись разъяснения, либо осуществлялась переадресация обращений по подведомственности в иные органы государственной власти, местного самоуправления для рассмотрения и пр.
По итогам рассмотрения обращений составлено 319 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 22 предостережения о недопустимости нарушения прав потребителей. В суд направлено 136 заключений в защиту прав потребителей, 24 иска в защиту прав неопределенного круга лиц, и 29 – в защиту конкретных граждан. Общая сумма, возмещенная потребителей в результате реализации Управлением мер судебной защиты прав потребителей, составила около 16млн. руб.
Консультационным центром и консультационными пунктами для потребителей в 1 полугодии 2021 года оказано 9,4 тыс. консультаций, подготовлено 157 исков и 615 претензий.
Чтобы избежать многих проблем, будьте внимательны и следуйте простым советам:
1) Не соглашайтесь на ремонт (либо оказания любых иных услуг, работ) без предварительного подписания договора с четко обозначенной ценой.
2) Не заказывайте товары на «обезличенных» сайтах, на которых нет информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, который продает продукцию.
Перевод на карту физического лица не означает, что будет просто найти ее владельца. Банк не раскроет вам персональные данные клиента (его полное Ф.И.О., адрес, телефон) без решения суда.
К таким гражданам не могут быть приняты меры административного воздействия, а перспектива судебного разбирательства крайне затруднена.
Даже найти такого продавца, чтобы подать иск, бывает практически невозможно, а временные и денежные затраты потребителя на восстановление своего нарушенного права будет во много раз больше стоимости товара. Даже при наличии положительного решения суда перспективы взыскания денежных средств – сомнительные.
3) Настороженно относитесь к приобретению товаров и услуг в социальных сетях, у частных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность неофициально (в том числе приобретение одежды, косметики, услуг маникюра и педикюра (последнее еще и сопряжено с высокими эпидемиологическими рисками). Найти такое лицо, предъявить к нему иск будет крайне сложно.
4) При покупке товаров и услуг на дому или на презентациях, необходимо понимать риски приглашения в свою квартиру незнакомых людей. Необходимо требовать от лиц, представившихся сотрудниками газовой службы или управляющей компании подтверждающие их полномочия документы; не оставаться с такими продавцами наедине.
5) Взвешенно и разумно подходите к вопросу покупки дорогостоящих товаров и услуг. Часто, приезжая в роскошный офис и попадая под впечатление от вежливого персонала, покупатель действует нерационально.
Жертвами обмана становятся покупатели автосалонов, клиенты юридических фирм, которые принимали решение о заказе услуг впопыхах – либо на волне хорошего настроения (например, как клиенты юридических фирм, которым обещают «золотые горы», даже в бесперспективных ситуациях), либо под влиянием усталости (это один из психологических приемов, которые используют, например, недобросоветные салоны: продержать клиента с утра до вечера, чтобы в последний момент «перед закрытием салона» он на скорую руку подписал все документы).
Управление также напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
Открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru.
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей. Кроме того, ресурс содержит раздел «Виртуальная приемная», в котором пользователь вправе задать интересующий его вопрос в сфере защиты прав потребителей и получить на него ответ.
В случае, если Вы столкнулись с нарушением ваших прав как потребителя, есть несколько способов для защиты. Это может быть обращение с претензией к лицу, нарушившему Ваши права, жалоба в уполномоченные органы, иск в суд.
Каждая ситуация требует индивидуального подхода и выбора оптимальной технологии (с учетом тех нарушений, которые допущены, имеющихся доказательств, перспектив дела и пр.).
Для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя мы предлагаем обратиться:
- в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер.Отдельный, д.3, тел 374-14-55) (адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области – на сайте https://кц66.рф/). На данном сайте можно также задать вопрос и получить оперативный ответ через форму обратной связи.
- к специалистам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в сфере защиты прав потребителей, в том числе, МБУ «Центр правозащиты» (г.Екатеринбург, ул. Малышева, 31а);
- в общественные организации (адреса общественных организаций, которые входят в Консультационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Управлении, можно найти также на сайте Управления в разделе «Документы».
Внимание! Остерегайтесь недобросовестных юридических фирм!
Со справочными материалами по вопросам деятельности недобросовестных юридических фирм можно на сайте Управления в разделе «Защита прав потребителей».
- Дата публикации: 13.08.2021
- Дата последнего изменения: 13.08.2021