Возврат денег за товар частично оплаченных бонусами.
В Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей (Консультационный пункт) Южного Екатеринбургского Филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель со следующим вопросом.
Вопрос потребителя: Мною по договору купли-продажи был заказан товар в интернет магазине, в связи с тем, что пришел товар ненадлежащего качества, мною был оформлен возврат товара. Поскольку товар был частично оплачен бонусами, обязан ли продавец при возврате полученных за товар денежных средств в случае расторжения договора купли-продажи вернуть и ту часть цены, которая была уплачена мной бонусными баллами?
Ответ специалиста Консультационного пункта: Нет, поскольку покупатель вправе рассчитывать только на возврат фактически уплаченных им денежных средств.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения. В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
По смыслу приведенных норм права следует, что продавец при расторжении договора купли-продажи обязан вернуть покупателю полученные от него денежные средства. Между тем бонусные баллы представляют собой условные расчетные единицы, которые начисляются покупателю за совершение покупок в определенном объеме с целью стимулирования его активности в соответствии с программой лояльности продавца. При оплате товара за счет бонусных баллов покупатель платит за соответствующий товар меньшую стоимость, тем самым получая скидку с цены товара. Отсюда можно сделать вывод о том, что при расторжении договора купли-продажи покупатель вправе рассчитывать на возврат только фактически уплаченных им денежных средств за вычетом бонусных баллов.
Подтверждение данного вывода можно обнаружить в судебной практике, где суды отказывают в начислении неустойки в отношении той части цены товара, которая была уплачена бонусными баллами (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2020 по делу N 88-16710/2020).
Что касается самих баллов, то покупатель не лишен возможности потребовать от продавца восстановления списанных баллов на дисконтной карте и/или в личном кабинете на сайте продавца. Такой способ защиты нарушенного права покупателя не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- - г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- - г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- - г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- - г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
Юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе» _______________Попкова М.В.
- Дата публикации: 30.09.2021
- Дата последнего изменения: 6.10.2021