Права потребителей при покупке товаров в розничных магазинах.
Канун Нового года – это подготовка к празднику, приятные хлопоты, походы по магазинам и выбор подарков. А еще перед Новым годом начинаются различные акции, распродажи, «черная пятница» и не каждый в предпраздничной суете может удержаться от покупки долгожданной вещи. И так как по статистике в преддверии новогодних праздников совершается наибольшее количество покупок, мы хотим, чтобы вы были во всеоружии и считаем нашей миссией напомнить вам о наиболее важных потребительских правах.
Обмен и возврат товара надлежащего качества.
Очень часто после покупки товара потребитель понимает, что товар ему не подходит, не нравится, не нужен и т.п. и он хочет его вернуть. Некоторые магазины проявляют лояльность к покупателям и производят возврат, но нормы закона не во всех случаях разрешают вернуть товар.
Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел:
- по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Обмен производится в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Товар должен быть новый, не бывший в употреблении и должны быть сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату.
Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от товара и потребовать возврата уплаченных денежных средств, которые продавец обязан вернуть в течение 3 дней.
Также стоит отметит, что не все товары подлежат обмену или возврату. Правительством РФ установлен перечень таких товаров. К примеру, нельзя обменять предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески), товары на метраж, нательное белье, книги, автомобили и др.
Права потребителя при покупке товара с недостатками.
Данное право закреплено в статье 18 Закона о защите прав потребителей.
В случае обнаружения в товаре недостатков потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.
Также потребитель вправе отказаться от товара и потребовать возврата уплаченных денежных средств. Однако данным правом потребитель не всегда может воспользоваться. Речь идет о технически сложных товарах.
При обнаружении недостатков в таком товаре потребитель вправе отказаться от него или потребовать его замены в течение 15 дней со дня передачи такого товара.
Если недостатки проявились по истечении указанного срока, покупатель может заявить требование о возврате денег и замене товара только в следующих случаях:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение сроков устранения недостатков товара;
- невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Зачастую между покупателем и продавцом возникает спор о причинах появления недостатков.
В этом случае может потребоваться проведение независимой экспертизы качества товара, оплата которой может производится, как продавцом, так и покупателем. Все будет зависеть от наличия или отсутствия гарантийного срока на товар. Если гарантийный срок на товар установлен – экспертиза проводится за счет продавца, если гарантия на товар не установлена – за счет покупателя с последующим отнесением данных расходов на продавца.
Также стоит учитывать, что, если продавец оплатил услуги по проведению экспертизы в результате которой выявится, что он не отвечает за возникшие недостатки (например, эксперт установит нарушение правил эксплуатации товара потребителем), продавец будет вправе потребовать с покупателя возмещения указанных расходов.
Не забывайте, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца, а если продавец откажется доставлять такой товар, покупатель может оплатить услуги доставки самостоятельно, но впоследствии потребовать с продавца возмещения причиненных ему убытков.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 20.12.2021
- Дата последнего изменения: 20.12.2021