Что делать, если недостатки в товаре выявлены за пределами гарантийного срока?
В Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей (Консультационный пункт) Южного Екатеринбургского Филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель за разъяснением следующей ситуации:
Я приобрел обувь через 40 дней обнаружил, что подошва отклеилась, гарантия как бы истекла, она была 30 дней. Могу ли я, написав претензию в магазин, вернуть свои деньги за товар?
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей», на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
п. 2 ст. 470 ГК РФ; п. п. 6 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает, что продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, договора купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используются.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Как следует из обращения, недостатки проявились по истечении гарантийного срока. В соответствии п. 5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии с указанными нормами Закона, потребитель вправе самостоятельно и за свой счет провести независимую экспертизу товара ненадлежащего качества, с предварительным уведомлением представителя магазина, где приобреталась обувь, о дате и месте проведения экспертизы.
В случае подтверждения результатами экспертизы факта возникновения недостатка в товаре не по вине потребителя, он вправе предъявить требование к продавцу о замене товара и возмещении расходов, связанных с проведением экспертизы товара.
Следует иметь в виду, что в случае отказа продавца удовлетворить требования в добровольном порядке, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 23.06.2022
- Дата последнего изменения: 23.06.2022