Администрация Сысертского Городского Округа
Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт

Воздействия цифровой среды на детей

Средства массовой информации, от традиционного телевидения до «новых медиа» (включая сотовые телефоны, iPad, ноутбуки), являются доминирующей силой в жизни детей. 

Сегодня конструируется совершенно новый тип реальности – «цифровая реальность», что влечет за собой новые вызовы как для человека, так и для общества. Глубокая вовлеченность в цифровую реальность и активное использование ее технических средств нагружает психоэмоциональное состояние личности, деформирует модели поведения, что, особенно важно на этапе быстрого роста.

В случае постоянного контакта с гаджетами, идет переориентация мозговой деятельности в сторону зрительного анализатора, способности воспринимать и обрабатывать данные, на фоне сниженной подвижности ребенка.

В школе должны быть строгие правила, направленные на ограничение и контроль по времени использования экрана, в отношении доступа учащихся к электронным средствам обучения.

Существует санитарно-эпидемиологические нормы (СанПиН 1.2.3685-21), по которым обучающиеся могут использования ЭСО (электронные средства обучения).

Общая продолжительность использования компьютера (ноутбука) на уроке не должна превышать:

6 - 7 лет – 15 минут,

1 - 2 классы – 20 минут,

3 - 4 классы – 25 минут,

5 - 9 классы – 30 минут,

10 - 11 классы – 35 минут,

Общая продолжительность использования интерактивной доской на уроке не должна превышать:

5 - 7 лет – 7 минут,

1 - 3 классы – 20 минут,

4 классы – 30 минут,

5 - 9 классы – 30 минут,

10 - 11 классы           – 30 минут,

Общая продолжительность использования компьютера (ноутбука) суммарно в день дома (включая досуговую деятельность), не должна превышать:

1 - 2 классы – 80 минут,

3 - 4 классы – 90 минут,

5 - 9 классы – 120 минут,

10 - 11 классы – 170 минут.

Вне школы дети нарушают все известные нормы, используя одновременно несколько устройств со светящимися экранами – например, телевизор, планшет, компьютер, сотовый телефон.

Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по просмотру телевизора в младшем школьном возрасте не более 1 часа в день. Детские офтальмологи отмечают всплеск близорукости у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что в первом классе у ребенка резко возрастает нагрузка на глаза от чтения и письма. Если к этому прибавить нагрузку от экранов смартфона, телевизора, планшета, то мышца, отвечающая за аккомодацию, ослабевает, и ребенок видит предметы на расстоянии нечетко, возникает близорукость. Таким образом, избыток цифровых устройств, окружающих ребенка, способствует ухудшению его зрения, что приводит в свою очередь к снижению успеваемости.

Использование компьютера, ноутбука, смартфона и других цифровых устройств, влияет на развитие опорно-двигательного аппарата. Так, во время долгого сидения за компьютером в органах малого таза возникает застой крови, а сама поза во время использования ПК или ноутбука не является для организма естественной. Оказалось, что нагрузка на позвоночник увеличивается в разы из-за наклона головы под разными углами. Всего 15 градусов дает 14 кг нагрузки на спину, а 45 градусов больше 20 кг. В результате утрачивается естественный изгиб шейного отдела, что ведет к плохой осанке, раннему изнашиванию, разрывам и другим проблемам с позвоночником. Так, способность восприятия учебного материала на фоне плохого самочувствия и болей в спине, по мнению ряда ученых снижается.

Психологи по всему миру бьют тревогу из-за снижения социальных навыков детей. Чем раньше ребенок знакомится с виртуальным миром, тем сложнее ему поддерживать коммуникацию со сверстниками. Речь идет о способности понимать своего собеседника, как об основе успешного общения.

Рекомендации для школ и родителей от воздействий цифровой среды

  • Ограничьте общее время, проводимое за экраном цифровых устройств, до <1–2 часов в день.
  • Не поощряйте использование экранных средств массовой информации для детей младше 2 лет.
  • Держите телевизор и электронные устройства, подключенные к Интернету, подальше от спальни ребенка (на расстоянии более 2 м).
  • Контролируйте, какие средства массовой информации используют дети, включая любые веб-сайты, которые они посещают, и сайты социальных сетей, которые они могут использовать.
  • Совместный просмотр телепередач, фильмов и видеороликов с детьми и подростками и используйте это как способ обсуждения важных семейных ценностей.
  • Смоделируйте активное воспитание детей, разработав план семейного домашнего использования всех средств массовой информации. В рамках плана установите «комендантский час» во время еды и сна для мультимедийных устройств, включая мобильные телефоны. Установите разумные, но строгие правила использования мобильных телефонов, Интернета и социальных сетей.

Необходимо контролировать количества времени, которое дети проводят с использованием медиа и просматриваемого контента, чтобы помочь максимизировать положительные эффекты и минимизировать негативные последствия использования мобильных устройств в жизни детей.

  • Дата публикации: 5.12.2022
  • Дата последнего изменения: 5.12.2022