Затопило квартиру по вине управляющей компании. Что делать?
Если ваша квартира, имущество, находящееся в квартире, пострадало в результате затопления по вине управляющей компании, вы вправе рассчитывать на полное возмещение причиненного вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
В рамках потребительских отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, можно рассматривать только ситуации, когда затопление произошло по вине управляющей компании, которая осуществляет управление многоквартирным домом, и в соответствии с жилищным законодательством осуществляет функции по содержанию и ремонту общего имущества дома.
В других случаях, например, если Вас затопил сосед, проживающий выше этажом по причине его небрежности (забыл закрыть кран) или протечка произошла на его личном имуществе (радиатор отопления) и т.п., спорные ситуации разрешаются, в том числе и в судебном порядке, в рамках гражданско-правовых отношений между собственниками жилых помещений.
Рассмотрим ситуацию в рамках законодательства о защите прав потребителей, при вине управляющей организации (исполнителя жилищно-коммунальных услуг) в причинении ущерба личному имуществу потребителя.
Действия потребителя при обнаружении залива жилого помещения:
- Сообщить в управляющую организацию о случившемся. Вызвать представителя управляющей компании и составить акт о заливе квартиры в присутствии собственника жилого помещения.
Акт о заливе квартиры является важным документом, в котором фиксируется факт затопления, описываются повреждения квартиры и указывается виновное лицо (если его можно установить при осмотре помещения). Перед обращением в управляющую организацию можно провести фотосъемку нанесенного ущерба.
- Обратиться в управляющую компанию для возмещения ущерба
В порядке досудебного урегулирования спора вы можете самостоятельно определить размер причиненного вреда и предложить виновному лицу возместить его добровольно (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
В некоторых случаях управляющие организации производят локально-сметный расчет стоимости восстановительного ремонта либо предлагают жильцам произвести ремонт силами и за счет управляющей компании.
Также возможен следующий вариант развития событий.
Управляющая компания предлагает собственнику предоставить подтверждающие документы относительно проведении ремонта квартиры собственными силами или с привлечением сторонней организации (договор с подрядчиком, акт сдачи-приемки выполненных работ) или о покупке строительных материалов. В этом случае исполнитель заверяет собственника, что вопрос будет рассмотрен, и между сторонами будет заключено соглашение о добровольном урегулировании спора.
Однако, в данном случае, необходимо учитывать, что после предоставления запрашиваемых документов не всегда имеется вероятность удовлетворения требований потребителя, к примеру, исполнитель услуг не согласится со стоимостью произведенного ремонта, посчитав ее завышенной.
При таких обстоятельствах, проведение экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта в целях дальнейшего взыскания ущерба будет затруднительным, так как специалист не может оценить то, как выглядел объект до проведенного ремонта.
В этой связи, мы рекомендуем, прежде чем самостоятельно устранять последствия залива, необходимо взвесить все «за» и «против», получить грамотную консультацию специалистов (юрист, эксперт) по данному вопросу.
- Если прийти к компромиссу с управляющей компанией не получается, до подачи искового заявления в суд необходимо обратиться в экспертную организацию и заказать оценку ущерба, причиненного имуществу (мебель, техника и т.п.), а также стоимость восстановительного ремонта.
- Направить письменную претензию управляющей компании.
- Подать иск в суд, если ситуация не разрешается в добровольном порядке.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
Юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, городе Полевской и Сысертском районе ____________Немешаева А.В.
- Дата публикации: 16.05.2023
- Дата последнего изменения: 16.05.2023