Распространенные виды мошенничества и методы защиты от них.
Ранее мы обсуждали как вести себя, чтобы не стать жертвами мошенников? А чтобы научиться еще эффективнее противостоять злоумышленникам, давайте рассмотрим наиболее распространенные виды мошенничества и методы защиты от них.
1. Если вам поступают неожиданные СМС – сообщения, электронные письма и звонки.
- Вы получили сообщение якобы от родственника или друга, попавшего в беду, с просьбой о переводе денег. Свяжитесь с отправителем сообщения напрямую и уточните ситуацию.
- Вы получили сообщение или письмо от имени вашего банка с информацией о том, что ваша карта заблокирована или перевыпущена. Позвоните в свой банк по телефонному номеру, указанному на обратной стороне вашей карты, и выясните, все ли в порядке.
- Вам звонит «рассеянный человек», который говорит, что по ошибке указал при совершении интернет-платежа ваш номер телефона. Он просит сообщить ему код подтверждения, который придет (или только что пришел) на ваш телефон в SMS-сообщении. Игнорируйте этот звонок! В реальности ситуация, описанная этим «рассеянным человеком», невозможна.
- Вам поступает звонок якобы из клиентской службы или службы безопасности вашего банка.
При этом на вашем телефоне может отобразиться реальный телефон вашего банка, например, 900 для Сбербанка. В разговоре собеседник пытается заставить вас назвать секретные данные вашей банковской карты (PIN-код, CVC / CVV-код, одноразовые пароли из SMS-сообщений, кодовое слово карты).
Вам действительно могут позвонить из вашего банка, если совершенный вами платеж вызывает вопросы у сотрудников его службы безопасности. У вас могут спросить, действительно ли вы проводили эту операцию, попросить назвать время и способ совершения операции, но никогда не будут спрашивать у вас данные вашей карты, данные паспорта или кодовое слово. Вся необходимая информация у настоящих сотрудников банка уже есть.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
- Злоумышленники могут говорить уверенным голосом, использовать психологическое давление, заявляя, что прямо сейчас по вашей карте проводятся подозрительные платежи на большие суммы денег, что к карте получили доступ мошенники и т. д. Кроме того, они могут обратиться к вам по фамилии, имени и отчеству, правильно назвать ваши паспортные данные и данные карты.
- Не поддавайтесь на провокации! Помните о том, что НИКТО и НИКОГДА не может требовать у вас назвать PIN-код карты, CVC / CVV-код или одноразовые пароли из SMS-сообщений. НИКОМУ, кроме злоумышленников, эта информация не может понадобиться!
Если вы стали жертвой мошенников:
- обнаружив неожиданное списание денег со счета своей карты, немедленно позвоните в банк по телефону горячей линии (он указан на обороте карты);
- сообщите о случившемся и попросите заблокировать карту;
- затем обратитесь в отделение вашего банка и подайте заявление о несогласии с операцией;
- также обязательно обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении ваших средств.
2. Кибермошенничество.
Это название носят действия злоумышленников, направленные на хищение личных данных граждан в сети Интернет. Одним из самых распространенных методов действия кибермошенников является фишинг – массовая рассылка электронных писем, сообщений в социальных сетях и мессенджерах.
- При получении сообщения, напоминающего фишинговое, имеет смысл связаться с компанией, от имени которой оно отправлено;
- Не используйте для связи телефоны из подозрительного сообщения;
- Не переходите ни по каким ссылкам и не загружайте вложенные файлы из подозрительных или неожиданных сообщений по электронной почте, в соцсетях и мессенджерах;
- Установите на компьютер надежный антивирус;
- Любые приложения и программы для компьютеров следует скачивать только с официальных сайтов разработчиков, а для смартфонов – в магазинах App Store и Google Play;
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Даже если вы получили неожиданное сообщение со ссылкой или файлом от знакомого человека, лучше перезвонить ему и проверить, действительно ли именно он отправил вам это сообщение. Есть риск, что от имени вашего знакомого действуют злоумышленники.
При подозрениях на фишинговую атаку немедленно смените пароли своих учетных записей на сервисах, которыми вы пользуетесь. При обнаружении кражи средств с банковских счетов действуйте в соответствии с не раз упомянутой выше схемой: звонок в банк, блокировка банковских карт, заявление о несогласии с операцией, обращение в полицию.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;
- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;
- г. Полевской, телефон (34350) 4-21-68;
- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.
- Дата публикации: 23.10.2023
- Дата последнего изменения: 23.10.2023