Администрация Сысертского Городского Округа
Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт

Профессиональная ориентация школьников

Профессиональная ориентация обучающихся – комплексная подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, интересами, способностями, состоянием здоровья, а также с учетом потребностей развития экономики и общества.

Старшие классы — напряженное время как для подростков, так и для родителей. Школьник готовится к ЕГЭ, ищет репетиторов, курсы, не может определиться с выбором вуза и профессии. На решение этих вопросов приходится тратить уйму времени и сил.

Статистика показывает, что 63% выпускников российских вузов и колледжей не работают по специальности. Причин тому много: маленькая зарплата, нет карьерных перспектив, плохие условия труда, отсутствие опыта работы. Подростки также часто возлагают на себя большие надежды, которые не соответствуют действительности.

Почему школьники часто идут учиться туда, где нет перспектив?

Вот несколько причин: давление родителей; желание получить диплом топового вуза; неосознанный выбор профессии.

При выборе профессии большинство обучающихся 6 – 11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность, проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального или высшего образования при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьеры как актуальную для себя задачу.

Чтобы этого избежать необходимо пройти программу профориентации среди обучающихся 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Профминимум включает три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

Профессиональный минимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений.

  • Урочная деятельность. Включает: профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности.
  • Внеурочная деятельность. Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков "Шоу профессий"), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
  • Практико-ориентированный модуль. Включает: экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
  • Дополнительное образование. Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
  • Профессиональное обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
  • Взаимодействие с родителями или законными представителями. Проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
  • Профильные предпрофессиональные классы. Включает в себя все описанные выше форматы работы. Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями-работодателями. Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.

Профориентационные мероприятия.

Профориентационный урок. Ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса создается с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед обучающимися. В 6 - 7 классе актуальнее представить широкий контекст профессионального выбора, рассказать о значимости труда в жизни человека, способы профессионального выбора, рассматривать предпрофильные направления обучения, возможности дополнительного образования, темы проектных работ. В 8 - 9 классах стоит обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10 - 11 классах среди важных для рассмотрения тем: выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации высшего образования, старт профессиональной карьеры.

Профориентационная онлайн-диагностика. Проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трех возрастных группах: 6 - 7 класс, 8 - 9 класс и 10 - 11 класс. После получения результатов диагностики необходимо проведение групповой консультации (допускается использование форматов видеоконсультаций). В зависимости от возраста и стоящих перед обучающимися профориентационных задач методики отличаются в отношении рекомендаций, которые даются в отчете по итогам тестирования.

Групповая консультация по результатам диагностики. Специалист, отвечающий за профориентационную работу, проводит урок, в рамках которого организует обсуждение результатов онлайн-диагностики (тестирования): информирует о принципах интерпретации результатов (что означают высокие, средние и низкие результаты), как в дальнейшем применять полученные результаты.

Профориентационные мероприятия по выбору. Выбор вариативных мероприятий опирается на возможности образовательной организации. В число профориентационных мероприятий могут быть включены:

  • Организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения.
  • Посещение профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей региона с учетом профессиональных склонностей обучающихся, выявленных в результате диагностики.
  • Экскурсии в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования - это возможность познакомить обучающихся с направлениями подготовки и программами обучения; с профессиональными задачами специалистов, с преподавателями; обсудить востребованность будущих выпускников.
  • Экскурсии в компании или предприятия - это возможность познакомить обучающихся с подробностями ежедневной профессиональной деятельности конкретных специалистов, погрузить их в профессиональный контекст, "примерить" эти профессии на себя, тем самым, активизируя собственные размышления обучающихся, необходимые для совершения профессионального выбора.
  • Дата публикации: 23.10.2023
  • Дата последнего изменения: 23.10.2023