РУБРИКА «ВОПРОС – ОТВЕТ»
В Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей (Консультационный пункт) Южного Екатеринбургского Филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель со следующим вопросом:
Приобрел в магазине робот пылесос, через месяц пылесос перестал работать. Какими правами я обладаю в данном случае, могу ли сдать пылесос обратно в магазин?
Права потребителя, приобретшего технически сложный товар с недостатками, будут разными в зависимости от того, сколько времени прошло с момента покупки.
Если со дня покупки прошло не более 15 дней (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г. – далее Закон), Вы вправе:
- отказаться от некачественного товара и получить назад уплаченные за него деньги;
- произвести обмен на аналогичный товар;
- произвести обмен на товар другой марки (артикула, модели);
- потребовать уменьшения покупной цены;
- потребовать безвозмездного незамедлительного ремонта или возмещения расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом.
Если вещь приобретена более 15 дней назад, в пределах гарантийного срока Вы также имеете право выбрать одно из названных требований. Однако об обмене или возврате товара можно заявить, только если выполняется какое-либо из следующих условий:
— товар имеет существенный недостаток;
— продавец нарушил сроки ремонта;
— вследствие необходимости устранения недостатков товара он не может использоваться в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
Обратите внимание, что по истечении гарантийного срока права требования потребителя не всегда прекращаются. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона, если гарантийный срок составляет менее 2 лет, то потребитель вправе предъявить претензию по его истечении, но в пределах 2 лет! Единственный, но существенный момент: на покупателя в этом случае ложится бремя доказывания обстоятельства, что недостаток товара возник до того, как он был ему передан или по причинам, возникшим до этого момента. Как правило, в качестве доказательства используется заключение независимой экспертизы.
Если гарантийный срок на товар не установлен, права требования все же могут быть заявлены потребителем в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи ему товара, если более длительный срок не предусмотрен законом или договором. В соответствии с ч. 6 ст. 18 Закона, бремя доказывания недостатков переданного товара также ложится на покупателя.
Рассмотрим некоторые вопросы, которые могут возникнуть.
Какой недостаток товара считается существенным? В соответствии с преамбулой Закона, это недостаток, который:
- невозможно устранить;
- выявляется неоднократно;
- появляется вновь после устранения;
- не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;
- не может быть устранен без несоразмерных расходов;
- другие подобные недостатки.
Обратите внимание на то, что перечень признаков существенности недостатка не является исчерпывающим, поэтому если Вы считаете, что недостаток приобретенной вами вещи существенный, но он не подходит под названные в законе признаки, Вы вправе отстаивать свою точку зрения.
Каковы сроки ремонта и что считается их нарушением? В соответствии со ст. 20 Закона:
- срок ремонта может быть определен соглашением между продавцом и покупателем в письменной форме, но не должен превышать 45 дней.
Соглашение можно составить в произвольной форме с указанием наименования продавца и покупателя; названия товара, его модели, артикула, серийного номера или других признаков срока для устранения недостатков. В соглашении должна быть указана дата его заключения, подписи сторон и печать продавца. Нарушение оговоренного срока устранения дефектов является основанием для предъявления требований об обмене или возврате товара;
- если соглашениемежду продавцом и покупателем не заключалось, ремонт должен быть произведен в кратчайший объективно необходимый срок для устранения недостатка обычным способом.
Говоря о ремонте технически сложных товаров, которые в большинстве своем являются товарами длительного пользования, следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 20 Закона, Вы вправе требовать бесплатного предоставления товара с аналогичными потребительскими свойствами на время устранения недостатков в Вашем товаре. Небольшие исключения из этого правила содержатся в Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 (например, автомобили, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета, в медицинских целях или для термической обработки продуктов и другие товары).
Как определить, истек ли гарантийный срок на товар? Сведения о гарантийном сроке содержатся в документах, переданных Вам при совершении покупки. Это может быть гарантийный талон, книжка или просто отметка о гарантии в чеке или техническом паспорте.
Гарантийный срок, согласно ст. 19 Закона, исчисляется:
- с момента передачи товара покупателю;
- с другой даты, установленной договором;
- если момент передачи товара установить невозможно – со дня изготовления товара;
- если момент купли-продажи и время получения товара потребителем не совпадают, то с даты доставки товара потребителю;
- когда потребитель лишен возможности использовать товар по вине продавца – с момента устранения продавцом обстоятельств, препятствующих эксплуатации;
- когда дату доставки или дату устранения обстоятельств, препятствующих эксплуатации, установить невозможно – со дня заключения договора купли-продажи;
- для сезонных товаров – с момента наступления сезона.
Если Вы сдаете товар в ремонт, время, пока вещь вами не используется, приплюсовывается к гарантийному сроку. Чтобы подтвердить такой период, при получении вещи из ремонта требуйте от продавца предоставить документ, в котором зафиксированы даты о сдаче и выдаче товара из ремонта, данные об неисправностях товара и использованных запасных частях. Документ должен быть подписан, подпись удостоверена печатью. Обнаружив недостатки в приобретенном технически сложном товаре, составьте письменную претензию. Возможно, дело не ограничится проверкой качества товара, и потребуется проведение независимой экспертизы. В пределах гарантийного срока она проводится за счет продавца, в других случаях – за счет покупателя.
Внимание! Обратиться с требованиями о замене некачественного товара на товар другой марки, модели, артикула или о возврате денег за него, можно не только к продавцу, но также к изготовителю или импортеру.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 177а, телефон: 8 (343) 266-54-97.
- Дата публикации: 20.12.2024
- Дата последнего изменения: 20.12.2024